新闻
Отношение населения к бизнесу
Учёные из Института социологии РАН Полина Козырева и Александр Козырев провели исследование «Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия». Выяснилось, что россияне мало доверяют бизнесу из-за поведения самих коммерсантов и негативного отношения к рыночной экономике в целом. Такое отношение населения к бизнесу снижает предпринимательскую активность и усиливает конфликты между богатыми и бедными.
Россияне, безусловно, осознают, как важен бизнес, но это не влияет на их личное отношение к нему. В прошлом году более 40% граждан критично относились к предпринимательской деятельности, потому что, по их мнению, она не приносит достаточной пользы. Крупный бизнес ассоциируется у населения с доходами немногих от продаж народных природных ресурсов, потому к нему отношение заметно хуже, чем к среднему или малому. Однако уровень доверия к крупным компаниям в целом выше: в конце 2015-го им доверяло более 35% населения, среднему и малому – 24%.
Около 40% россиян уверены, что невозможно достичь взаимопонимания между бедными и богатыми. Ответственными же за это неравенство считаются бизнесмены, потому что, по мнению граждан, они наживают своё богатство нечестным путём и это многих раздражает. При этом, люди не замечают помощи предпринимателей в решениях общественных проблем.
Кроме того, значительная часть населения доверяет плановой экономике, а значит, негативно относится к рыночной, и ко всему, что с ней связано. Интересно, что в кризис количество сторонников советского типа экономики увеличивается. Так, в 2012 году госпланированию в экономике отдали своё предпочтение 49% россиян, в начале 2016-го — уже 52%. Доля же приверженцев рыночной экономики сократилась на с 36% до 26% за тот же период. Учёные отмечают, что когда граждане не довольны своим материальным положением и жизнью в целом, они больше они ностальгируют по советскому прошлому и меньше доверяют бизнесу.
Именно недоверие со стороны населения является одной из главных причин того, что в России редко принимают решение открыть свой бизнес. Подобные попытки совершал лишь один человек из десяти, а сделать предприятие успешным удавалось меньше, чем половине из них. Сами руководители частных фирм отмечают большое недоверие к себе со стороны собственных сотрудников.
Большинство россиян уверены, что государство само должно устанавливать цены на продукты питания, оказывать медицинские услуги и «обеспечивать работой, строить дороги, школы, детские сады, поликлиники и выполнять другие функции, затрагивающие интересы граждан». Около 40% населения не доверят бизнесу даже организацию вывоза мусора. Лишь 1-3% россиян готовы признать приоритет частных компаний в некоторых сферах деятельности.
Несмотря на всё, с 2006 по 2015 год отношение к предпринимательству всё же изменилось в лучшую сторону: доля доверяющих среднему и малому бизнесу увеличилась с 18,3% до 23,9%.